Подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ

     В практике организации и проведения закупок бывают случаи нарушения прав и интересов ее участников. При обнаружении противоречий с нормами законодательства или правил тендерной документации, любой участник торгов может обратиться с жалобой в Федеральную Антимонопольную Службу.

Порядок подачи жалобы в ФАС

     Если вы решили самостоятельно составить обращение в ФАС, не пользуясь услугами специалистов, то для достижения положительных результатов, рекомендуем вам действовать следующим образом:

1. Изучите законодательные акты, регламентирующие процедуру проведения торгов. Полученная информация позволит понять, есть ли у вас основания для подачи жалобы в ФАС.

2. Посетите официальный сайт региональной ФАС. Там вы найдете форму обращения, в которой должны быть указаны:

  • суть претензии, подтверждённой соответствующими документами. Если вы такими документами не обладаете, то укажите, у кого их можно получить;
  • информация о закупке, в ходе которой вы обнаружили нарушения;
  • информация о вашей организации, поскольку анонимные жалобы не рассматриваются;
  • сведения о заказчике тендера.


3Готовое обращение в бумажном виде необходимо передать в ФАС в течение 7-10 дней. Одновременно нужно отправить его копию в компанию, чьи действия стали причиной обращения. Можно подать жалобу и в электронном виде. Но для этого вам нужно иметь ЭЦП.

4. Направленная в ФАС жалоба после получения регистрируется и публикуется на её ресурсах. Рассмотрение обращения происходит в течение 5 рабочих дней.

5. Результатом рассмотрения может быть принятие решения о признании жалобы:

  • необоснованной;
  • требующей частичного удовлетворения;
  • требующей полного удовлетворения.

     В последнем случае происходит расследование процедуры проведения закупки, и может быть принято решение о признании результатов тендера недействительными с возбуждением дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Срок подачи жалобы

     Если торги проводились по ФЗ №223, то согласно ч. 10 ст. 3 этого закона участники не ограничены во времени для написания обращения в ФАС.

     Согласно ФЗ №44 сроки подачи жалобы зависят от ее оснований:

  1. Обращение о несоответствии положений документации о торгах нормам законодательства должно быть оформлено до завершения подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, или иных уполномоченных лиц и органов имеет срок подачи 10 дней с момента размещения протоколов подведения результатов или рассмотрения и оценки заявок на электронной площадке или в ЕИС.
  3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.
  4. Обращение о действиях (бездействиях) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки можно оформить в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

     Если же сроки для обращения в ФАС истекли, можно написать сразу в Арбитражный суд.

Помощь профессионалов при обращении в ФАС

     Однако на практике не каждому удается самостоятельно подать жалобу в ФАС на заказчика. Чтобы избавить себя от лишних хлопот, поиска необходимых документов и изучения сложных норм законодательства, лучше обратиться за помощью к специалистам, которые имеют большой опыт в решении подобных вопросов. Со своей стороны мы вам можем предложить:

  1. Формирование (составление) самой жалобы.
  2. Анализ самой ситуации на предмет целесообразности обжалований действий заказчика или оператора электронной площадки.
  3. Отстаивание интересов в фас (если рассмотрение жалобы в Московском УФАС).

     Решения ФАС в большинстве случаев зависят от того, как составлена жалоба. Особо обращают внимание на полноту изложения предмета и доказательную базу. Поэтому грамотно подготовленное профессионалами обращение и весомые аргументы при доказательстве позволяют восстановить нарушенные права участников.