Виды закупок и их основные различия

     Особенности проведения госзакупок в России регламентируются ФЗ-44 и ФЗ-223. Эти нормативные акты устанавливают варианты организации торгов, позволяющие государственным, муниципальным заказчикам, отдельным видам юридических лиц выбирать поставщика или подрядчика по контракту при закупке товаров, работ или услуг за средства государственного бюджета. Каждый из них отличается своими особенностями и правилами проведения.

 

Классификация закупок

     Согласно ФЗ-44 по способу проведения выделяют следующие виды закупок:

  • конкурентные, при которых право участия предусмотрено в отношении нескольких поставщиков продукции или исполнителей услуг;
  • неконкурентные, когда товары или услуги, необходимые для удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов, приобретаются у единственного поставщика или подрядчика.

 

К конкурентным способам относятся:

  1. Конкурсы. Они проводятся среди всех желающих поставщиков или подрядчиков. По окончании всех предусмотренных законодательством процедур заказчик выбирает то конкурсное предложение, которое в наибольшей степени удовлетворяет его запросам.

         В случаях, когда информация о поиске поставщиков размещается в единой электронной информационной системе и находится в свободном доступе, конкурс называется открытым. И каждое заинтересованное лицо может принять в нем участие.

         Когда информация о планируемой закупке доводится до сведения узкого круга заинтересованных лиц, речь идет о проведении конкурса с ограниченным участием.

         Конкурс может проводиться и в несколько этапов. На первом из них сообщение о предстоящей закупке размещается в свободном доступе и ко всем участникам выдвигаются одинаковые требования. Для тех, кто прошел дальше, есть дополнительные условия, которые и позволяют на последующих этапах определить победителя тендера.

         В случаях, когда информация о поиске поставщиков размещается в единой электронной информационной системе и находится в свободном доступе, конкурс называется открытым. И каждое заинтересованное лицо может принять в нем участие.

         Когда информация о планируемой закупке доводится до сведения узкого круга заинтересованных лиц, речь идет о проведении конкурса с ограниченным участием.

         Конкурс может проводиться и в несколько этапов. На первом из них сообщение о предстоящей закупке размещается в свободном доступе и ко всем участникам выдвигаются одинаковые требования. Для тех, кто прошел дальше, есть дополнительные условия, которые и позволяют на последующих этапах определить победителя тендера.

  2. Аукционы. Их проведение дает возможность заказчику остановить свой выбор на том поставщике или подрядчике, который предложит свою продукцию или услуги по самой низкой стоимости. Информация о предстоящих торгах находится в свободном доступе и содержит общие для всех требования. Аукцион проводится на электронной площадке. Как правило, этот способ проведения торгов используется, когда нужный товар или услугу можно подробно описать, четко сформулировав основные требования к ним. И когда выбор победителя зависит исключительно от предложенной стоимости.
  3. Запрос котировок. Это способ закупки конкурентного типа. По окончании срока подачи конкурсных заявок предложения от участников поступают на рассмотрение специальной комиссии. Оценивается соответствие предмету закупки и всем установленным запросам и свойствам.
  1. Запрос предложений. Это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц посредством размещения в ЕИС сообщения и документации. Такая форма торгов позволяет найти поставщиков, подрядчиков и исполнителей для крупных государственных проектов. Это очень эффективный метод, который дает возможность заказчику получить большое количество интересных заявок. Выигрывает в этом случае, как правило, та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение.

 

     Предпочтение же тому или иному способу определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупке отдается на основании имеющихся условий и предпосылок необходимости получения тех или иных товаров (работ, услуг) для обеспечения нужд органов государственной исполнительной власти и муниципальных образований.